+375(44)751-09-09
  • English
  • Русский
  • Francais

Кража груза у транспортной компании

Кража груза при перевозке – что делать, и кто виноват

В настоящее время хищение/кража грузов – это своего рода нелегальный бизнес, участниками которого являются как профессионалы логистики, так и сотрудники смежных профессий: юристы, бухгалтера, экономисты. Обезопасить свой бизнес от действий мошенников на сто процентов довольно сложно, но можно. Особенно если серьёзно относиться к мелочам и просчитывать возможные варианты.

 

Одна из наиболее распространённых мошеннических схем хищения груза

Рассмотрим на примере.

Транспортно-экспедиционная компания ООО «Экспедитор-1», зарегистрированная в Беларуси, получила транспортную заявку от ООО «Заказчик», резидента России на перевозку груза по маршруту Чехия – Россия. ООО «Экспедитор-1» разместило объявление о необходимости перевозки на популярной транспортной бирже.

 

В течение нескольких часов специалисту, курирующему данную перевозку, поступило предложение от литовского экспедитора (ООО «Экспедитор-2») о предоставлении транспорта для перевозки по указанному маршруту. После того как были согласованы тарифы литовский экспедитор предоставил информацию о привлеченных транспортных средствах и водителях.

 

ООО «Экспедитор-2» посредством Skype предоставил сканированные копии регистрационных документов и полисы страхования ответственности двух привлеченных перевозчиков. Полная цепочка взаимодействий стала выглядеть следующим образом:

 

ООО «Заказчик»    <->      ООО «Экспедитор-1»     <->       ООО «Экспедитор-2»   <->       Перевозчики 1,2

 

ООО «Экспедитор-1» передало ООО «Заказчик» информацию о транспортных средствах и водителях для уведомления грузоотправителя. Транспортные средства перевозчиков прибыли под загрузку вовремя и были загружены с оформлением соответствующей документации и экспортной декларации.

 

В течение нескольких следующих дней ООО «Экспедитор-2» предоставляло информацию о диспозиции транспортных средств по маршруту движения и в соответствии с условиями транспортного поручения. По истечении сроков доставки от ООО «Заказчик» поступил запрос об обновлении статуса местонахождения транспортных средств. С этого момента всякая связь с представителями ООО «Экспедитор-2» была потеряна. Номера телефонов ранее доступные были отключены либо не отвечали.

По факту разбирательства было установлено, что, принимая транспортное распоряжение к исполнению, ООО «Экспедитором-2», заведомо были спланированы детали хищения. Зафрахтованные транспортные средства получили распоряжения о доставке груза только до Каунаса.  Далее следовала цепочка неоднократных перегрузок с машины на машину. В итоге груз растворился на территории Литвы. Убытки составили боле 100 000 евро.


Как предотвратить хищение груза

  • Основной рекомендацией может служить проверка потенциального контрагента. С учетом остроты проблемы, роста количества недобросовестных конкурентов-мошенников, постоянно расширяются и возможности их выявления на ранних этапах сотрудничества, т.е. до заключения договора. Существует множество сервисов по проверке контрагентов практически любого резидентства.

Правда, главное отличие данных сервисов друг от друга – визуальное оформление сайта, так как вся эта информация абсолютно бесплатно предоставлена на государственных интернет ресурсах и открытых источниках информации.

  • Дополнительным аргументом при принятии решения о сотрудничестве могут служить рекомендации. Запросить рекомендательный лист можно как у самого контрагента, так и получить на транспортных биржах от других участников этих бирж. Помните, следует уделить особое внимание проверке действительности партнерских отношений и избегать использования мобильных номеров рекомендателей, если эти номера не указаны на официальных сайтах

В тоже время транспортные биржи ограничивают свою ответственность за действительность размещенной на их площадках информации. Не редки случаи, когда злоумышленники представляют поддельные регистрационные документы.

 

Удручающим моментом является полное самоустранение логистических бирж, работающих в сети интернет. Взымая немалую плату за членство с транспортных и экспедиционных компаний, биржи якобы проводят верификацию данных субъектов и их должностных лиц. На деле же в случае пропажи грузов, представители бирж часто игнорируют обращения пострадавших, ссылаясь на положення конвенции CMR, не относящиеся по сути к случившемуся.

 

Так при наличии десятков или даже сотен случаев хищения грузов вышеуказанные интернет биржи не были вовлечены в хозяйственные споры в качестве третьей стороны хотя в своих договорах с пользователями декларируют безопасность совершения сделок на своих площадках.

 

Что предпринять, если хищение груза произошло

Шаги, которые следует проделать для минимизации финансовых потерь в случае завладения груза мошенниками:

  • Уведомить страховую компанию (далее СК) как только стало известно о пропаже груза. Данная обязанность закреплена правилами добровольного страхования гражданской ответственности экспедитора и правилами добровольного страхования грузов.

СК так же стремятся к минимизации своих возможных убытков. Почти во всех СК в правилах добровольного страхования гражданской ответственности экспедитора в качестве исключения из списка страховых случаев указано следующее «Не являются страховыми случаями по договору страхования и не подлежат возмещению убытки, возникшие вследствие следующих событий или при следующих обстоятельствах: … хищения груза, части груза перевозчиком либо иным лицом, которому был выдан груз по распоряжению экспедитора, в том числе, если экспедитор (грузоотправитель или другой участник перевозки) был введен в заблуждение путем предоставления ему достоверных документов перевозчиков; недоставки груза в течение 60 календарных дней при невыясненных обстоятельствах».

 

Т.е. даже притом, что у участника перевозки может быть действующий страховой полис, СК откажет в выплате страхового возмещения, если участник был введен в заблуждение мошенническими действиями.

 

Возможным способом снижения рисков стать жертвой мошенников является добровольное страхование грузов. В зависимости от варианта страхования покрытию подлежат также случаи кражи и хищения. Также СК, обладая значительными ресурсами, могут оказывать содействие в общении с правоохранительными органами через своих представителей на местах. (из выделенного текста не понятно, добровольное страхование снижает риски или нет, следует сформулировать корректнее)

  • Обратиться с соответствующими заявлениями в правоохранительные органы с просьбой начать предварительное расследование. Если место исчезновения груза не установлено следует обратиться в правоохранительные органы по месту загрузки и местам регистрации всех участников грузоперевозки. В выше приведенной ситуации ООО «Экспедитор-1» обратился с заявлениями в полицию Чехии, Литвы и Беларуси.
  • Уведомить заказчика/ владельца груза о пропаже груза.

Важным моментом является содействие владельца груза по выявлению обстоятельств при загрузке (есть ли на месте загрузки пропускная система, проводилась ли грузоотправителем проверка документов на транспортное средство, паспортов водителей, была ли на месте загрузки фото/ видео фиксация). Зачастую сами грузоотправители способствуют развитию криминогенной обстановки. Отсутствие пропускного режима, надлежащей идентификации лица, получающего груз, видео фиксации, халатное отношение складских работников рано или поздно смогут оказаться во внимании мошенников.

 

Надо понимать, что товары, которые находятся в зоне особого риска (большая стоимость, возможность быстрого сбыта) могут подтолкнуть злоумышленников съездить «на разведку». Осуществив первый рейс по заниженным ставкам, став тем самым более привлекательным в глазах заказчика, и выяснив все слабые места, в последующем могут осуществить задуманное.

 

Правовое регулирование в случае хищения или кражи при грузоперевозках

Основополагающий нормативный документ, к которому следует обратиться при пропаже груза - это Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 5 июля 1978 г. Согласно статье 17 КДПГ «транспортер несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей…» вне зависимости от того сам ли он осуществляет перевозку или привлекает третье лицо (ст. 3 КДПГ).

 

В постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2012 №9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции» (пункт 34 постановления) изложена позиция относительно принципов привлечения перевозчика к гражданско-правовой ответственности.

 

В частности, профессиональный перевозчик, принявший груз к перевозке, исходя из его характера и стоимости, обстоятельств, связанных с перевозкой, предпринимательским риском перевозчика, обязан учитывать возможность его утраты, хищения, ситуаций криминогенного и иного характера.

 

По смыслу указанных норм перевозчик несет ответственность независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении обязательств по перевозке. Единственным основанием освобождения его от ответственности за утрату груза является наличие препятствий вне разумного контроля перевозчика (обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело) либо приказ правомочного по договору лица (ст. 17, 18 КДПГ).

 

Данные обстоятельства должны послужить дополнительным стимулом для более внимательной и детальной проверки потенциального контрагента.

 

При возникновении подобных сложных ситуаций обращайтесь за грамотной юридической помощью. Опытный юрист компании «Комкор ТС», специализирующийся на транспортном праве готов проконсультировать вас.

Свяжитесь с нашим транспортным юристом +375 (17) 377-94-40 - Максим Сергеевич.

Также окажем помощь в решении споров и взыскании задолженностей в сфере грузоперевозок.

Успешных вам перевозок!

Экспедиторские услуги

  НАШИ УСЛУГИ  
Задать вопрос специалисту ВЭД Транспортная компания "КомкорТС"
Заказать перевозку (рассчитать ставку) Расчет стоимости доставки груза
Замечания и предложения  Расчет доставки груза
  КОНТАКТЫ  
220021, ул. Одесская, 16, пом. 1н, г. Минск, Республика Беларусь

+375(44)751-09-09

vk fb ig

up